Источник изображения:https://www.latimes.com/travel/story/2024-10-17/lost-art-of-rolly-crump-disney-los-angeles
Ролли Крамп, который ушел из жизни в 2023 году, был человеком, оставившим значительный след в мире искусства и культуры Disney.
На выставке, открывающейся 19 октября в Западном Голливуде, будут представлены его произведения, которые вдохновили множество интерактивных аттракционов, включая ‘Enchanted Tiki Room’ и, вместе с его близкой подругой Мэри Блэр, ‘It’s a Small World’.
Стиль Крампа выделялся яркой игривостью и цирковым настроением, что привлекло внимание Уолта Диснея.
Уолт позвал Крампа из анимации и вскоре доверил ему проект, который стал одним из самых узнаваемых часов в Южной Калифорнии — центральным элементом фасада ‘It’s a Small World’.
На этой неделе в галерее Song-Word Art House в Западном Голливуде будет представлена подборка менее известных персональных работ Крампа.
Выставка под названием ‘Крамп: Затерянная выставка’ организована его сыном Кристофером, который пошел по стопам отца и стал работать в Walt Disney Imagineering, подразделении компании, отвечающем за проектирование тематических парков.
‘Затерянная выставка’ будет посвящена работам Крампа конца 1950-х и начала 1960-х годов, включая серию постеров, вдохновленных фолк-музыкой и рок-н-роллом.
Мероприятие будет открыто для публики с пятницы по воскресенье.
Галерея расположена рядом с первоначальным местоположением одного из любимых мест Крампа — клуба фолк-музыки ‘Unicorn’.
Постер, который Крамп нарисовал для этого заведения, станет центром выставки.
Кристофер отмечает, что свободный дух фолк-сцены 1950-х годов значительно повлиял на творчество его отца, которое отличалось смелыми цветами и сложными линиями, схожими с работами татуировщиков.
Другие постеры демонстрируют кислую и одновременно забавную сторону юмора Крампа, такие как его работы, которые он называл ‘допперами’, то есть искусством, весело отмечающим наркотики в стиле барных постеров Бит-поколения.
К примеру, одна из картин призывает: ‘Будь человеком, который мечтает о себе’, подчеркивая опиум.
Кроме своей работы в Disney, Крамп продолжал заниматься эксцентричным поп-артом на протяжении своей карьеры.
Постер, вдохновленный комиксами, для психоделиагической рок-группы West Coast Pop Art Experimental Band 1967 года был приобретен Нью-Йоркским музеем современного искусства.
Этот принт также будет представлен в Song-Word.
Крамп работал в Disney до 1970 года, хотя неоднократно возвращался в компанию, прежде чем уйти на пенсию в 1996 году.
Он также спроектировал аттракцион для Knott’s Berry Farm, кратковременно управлял своей дизайнерской фирмой и имел недолговечный магазин, названный ‘Crump’s’, посвященный его искусству.
В 2017 году у Крампа была выставка, посвященная его послепенсионной карьере, в музеe искусств в Оушенсайде, но Кристофер считает ‘Затерянную выставку’ возможностью исследовать менее известные ранние работы своего отца, до того, как Крамп начал создавать такие аттракционы, как ‘Haunted Mansion’ и ‘It’s a Small World’, который дебютировал на Всемирной выставке 1964 года.
‘Это личное дело для меня’, — говорит Кристофер.
‘Это выставка, которая никогда не произошла.
Он должен был это сделать.
Он должен был иметь больше галерейных выставок.
Единственные выставки, которые он проводил, были в магазине Crump’s на бульваре Вентура, но у него никогда не было формальной галерейной выставки.’
Кристофер, который будет присутствовать все три дня, чтобы поделиться рассказами о своем отце, дал интервью, которое было отредактировано для краткости и ясности.
Вы работали в Walt Disney Co. с 1952 года.
Вы родились в 1954 году.
Эта выставка акцентирует внимание на произведениях искусства из того времени.
Когда вы впервые начали осознавать работы своего отца?
Он все время рисовал.
Он поддерживал меня как моделист, у меня был стол, инструменты, а он покупал мне наборы.
Я начал делать модели с 6 лет.
Я смотрел, как он рисует.
Но позже я осознал, что у него было огромное количество работ, которые он создавал постоянно.
Он много общался с аниматором и художником Уолтером Перегоем.
Уолтер часто вставал в 4 утра и рисовал и писал.
И это стало доходить до меня.
У папы было две работы — он работал в анимации и в выходные занимался строительством, и он создавал все это искусство и мобильные конструкции.
Когда кто-то называет себя художником, у него нет выбора.
Это постоянный процесс.
Это происходит все время.
Нужно также подумать о культуре.
Папа не менял подгузники, не готовил, не убирал и не стирал.
Мужчины в то время этого не делали.
С ним не было ничего не так, но позже, когда все изменилось, я сказал: ‘Эй, Папа, тебе нужно помогать с домашними делами.’
Что бы папа ни хотел сделать, он это делал, и в его случае он рисовал, лепил, создавал мобильные конструкции.
Он всегда будет удовлетворять свою тягу к этому творчеству.
Все помогали.
Моя мама много рисовала в работах папы.
Он рисовал, а она говорила: ‘Покрась это в красное.
Покрась это в зеленое.’
Я помню, как в начале и середине 60-х мы раскрашивали его картины.
Мы все были частью маленького художественного механизма папы.
Что вам сейчас импрессует в собранном вами постерном искусстве?
Что вы цените в личной работе, которую он выполнял, работая в анимации?
Я помню, как мой отец говорил, что чувствовал неуверенность как аниматор.
Эти художники анимации — Уолтер Перегой, Дейл Барнхарт, Фрэнк Армитедж и, конечно, Уорд Кимбалл и Марк Дэвис — все они были удивительными.
Папа говорил: ‘Я умел пользоваться карандашом.’
Он умел рисовать, но у него не было формального художественного образования.
Эти ребята повлияли на него, и он учился у них, но ему нужно было найти свой собственный стиль.
Я недавно снова собрал интервью — кто-то мне его прислал — и папа рассказал замечательную историю о том, как он хотел научиться живописи.
Он пытался подражать стилю Уолта Перегоя, и это не получалось.
Он очень расстраивался.
Он говорил о том, как посетил художественное шоу в студии и увидел картину с несколькими горгульями, сидящими на бревне и запускающими воздушные змеи.
И тут у него загорелась лампочка.
Он сказал: ‘Я могу это сделать.’
У папы было необычное чувство юмора, и мир анимации был о том, чтобы рассмешить людей, так что он пришел домой и написал картину, на которой лобстеры пьют мартини.
Это была первая картина, в которой он взял идею рассказывания небольших историй и добавил элемент юмора.
Это дало ему старт.
Что всегда нравилось в персональных работах вашего отца, так это их свободный, потекающий характер.
Это видно даже в постере для ‘Unicorn’.
Он кажется импровизированным, джазовым.
Как я думаю, и я слышал его так говорить, он всегда искал что-то отличное, чтобы добавить к этому поворот.
Когда вы думаете о фолк-эпохе, когда она была в самом разгаре, это были беспризорники на фратах, сочиняющие песни о социальной несправедливости.
Эти люди были протестующими.
Все это влияло на него — идея фолк-музыки и свободы выражения.
Не было никакого способа, чтобы он мог рисовать, как другие.
Но он нашел свой голос, и эти постеры стали более сатирическими.
Это своего рода пародийная реклама, но с ироничным оттенком.
Я подготовлю саундтрек из музыки, которую папа имел в своей коллекции дома.
Это 4½-часовая компиляция музыки Майлза Дэвиса, Нины Симон, Питера, Пола и Мэри, Куинси Джонса, Гарри Белфонте и Уэса Монтгомери — всего того, что мы слышали дома или что я услышал в его Порше, слушая джазовую станцию.
Как вы связываете то, что мы увидим на этой выставке, с его наиболее известной работой для Disney, ‘It’s a Small World’ или ‘Enchanted Tiki Room’?
Поскольку он рисовал каждый день, его линия, композиция и технические навыки как художника улучшались.
Это привело к тому, как он смог создать вещи для Tiki Room и игрушек в Small World.
Он не проснулся одной утром и не стал прекрасным художником.
Это был постепенный процесс его развития.
Затем он достиг уровня уверенности.
Он понимал, кто он, и не стыдился этого.
Он начал наблюдать, как Уолт [Дисней] себя ведет, и он нашел свой путь с Уолтом.
Он ждал несколько лет, прежде чем начал становиться более мнением, и как только Уолт стал его слушать, это раздражало остальных Imagineers.
Все как один пели и танцевали: ‘Что бы ни хотел Уолт.’
Ролли не танцевал.
Как такой сумасшедший битник мог быть в Disney?
Это как музыканты.
Это те, кто имеют навыки.
Вы упоминали джаз — это проимпровизация.
Джаз — это идти вместе с течением и следовать своим диким идеям.
Уолт верил в дикие идеи папы.
И все же эти дикие идеи помогли определить тон Disneyland.
Современные тематические парки по большей части соответствуют стилю фильма и телевидения, но есть множество моментов, скажем, в ‘It’s a Small World’, где явно виден влияние Ролли.
Моя жена не знала много о Disney.
Она поехала на ‘It’s a Small World’ — и мой папа в это время делал открытки на день рождения и рождественские открытки — и она посмотрела на ‘It’s a Small World’ и сказала: ‘О Боже, это мой свекор.’
И это, как я думаю.
Все это развивалось и прорабатывалось, и к моменту Всемирной выставки и к 60-м годам он имел хороших 8 или 9 лет экспериментов, и теперь он расцветал.
Теперь у него была сцена, на которой он мог работать.
Так что я говорю о 50-х и начале 60-х.
Что случилось с ним, что развило его и дало ему уверенность, чтобы быть таким большим парнем?
Это было похоже на музыку.
Он играл в многих небольших клубах, прежде чем вышел на большие сцены.
Моя цель — позволить людям вспомнить, как художники становятся теми, кем они становятся.